«А что ты делаешь на работе? Кому и как помогаешь?» — спрашивают наших специалистов ранней помощи.
Официальное определение ранней помощи звучит так: РП — это оказание услуг семье с ребенком от 0 до 3х лет с особенностями развития (редкие генетические заболевания, тяжелые множественные нарушения развития, двигательные нарушения, задержка психического развития, синдром Дауна, церебральный паралич и др.).
Ранняя помощь может оказываться в формате:
❤️ домашних визитов одного специалиста (обладающего знаниями в нескольких областях)
или
❤️консультаций нескольких узких специалистов в центре ранней помощи.
У нас в «Содействии» специалист ранней помощи приходит домой к семье с особенным ребенком несколько раз в неделю на час и..
Здесь начинается самое интересное.
Потому что нет никакой единой схемы действий.
И даже список «Что не делает специалист ранней помощи» очень расплывчатый.
❌Не помогает деньгами, но бывало, дарили семье игрушки и «развивашки».
❌Не помощник по хозяйству, но бывало, что предлагали помыть пол обессиленной маме.
❌Не няня и не аниматор, но бывало, что остаёмся играть наедине с ребенком, пока мама в соседней комнате укладывает спать другого малыша.
❌Не психолог, но бывало, час проходит в поддержке родителя.
❌Не логопед, не дефектолог, не массажист, но использует эти инструменты
Так что же в итоге делает специалист ранней помощи?
Мы определяем так:
✅Помогает родителям познакомиться со своим ребенком: его потребностями, возможностями и ограничениями.
Это могут быть как простые вещи, например,
как правильно посадить,
покормить,
научить двигательным навыкам.
Так и более сложные:
как общаться, если нет речи?
Как понять, что он хочет?
В какие игры играть и как развивать?
Какие могут быть вторичные нарушения здоровья, и как их избежать?
Как оформить в детский сад? И можно ли?
Специалист проводит диагностики (двигательного, физического, игрового развития и тд), Отвечает и задаёт вопросы,
вместе с родителями ставит важные цели по развитию ребенка и разбивает их на шаги, играет с ребенком в игры для формирования нужных навыков, отслеживает прогресс.
✅Помогает обустроить место, где живёт семья так, чтобы ребенок мог развиваться.
Например, для детей с двигательными нарушениями нужны специальные коляски, кресла, вертикализаторы. А высокочувствительным детям — отсутствие в комнате ярких кричащих игрушек.
Специалист консультирует, помогает оформить документы на получение технических средств, подсказывает лайфхаки, полезные гаджеты, схемы и чертежи адаптированной мебели, изучает потребности ребенка, вместе с родителями экспериментирует и изобретает способы налаживания быта.
✅Помогает семье прожить сложный период принятия особенного ребенка и вернуться к обычной жизни. К простым рутинам, общению с окружающими, планам и целям.
Находится рядом. Стабильно несколько раз в неделю. И иногда это единственный человек, с кем родители могут поделиться своей болью и радостью.
Принимает эмоции родителей.
Поддерживает.
Мотивирует.
Выстраивает партнёрские отношения.
Ранняя помощь — значит, всесторонне помочь семье, чтобы семья могла помочь ребенку стать полноценным членом социума. Самостоятельным и счастливым.